Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
1. Групповые помещения.
11 групповых помещений расположены как на первом, так и на втором этажах здания. При посещении группы обратите внимание на выбор цветового решения стен – в основном это пастельные тона, но радостные, создающие определенный эмоциональный настрой детей и взрослых. В одном помещении традиционно используется нескольких цветовых тонов, что помогает избежать монотонности в оформлении и создает эффект зонирования.
Группы оснащены современными игровыми средствами, дидактическими и настольно-печатными играми, центрами для организации сюжетно-ролевой игры. Созданы уголки природы, детские лаборатории для экспериментальной деятельности, зоны для развития конструктивных способностей и инженерного мышления. Учтена гендерная специфика: игровые пособия удовлетворяют интересы как мальчиков, так и девочек.
Групповые и спальные помещения оборудованы детской мебелью, современными осветительными приборами. Тематические уголки и зоны детской активности имеют дополнительное освещение, что способствует соблюдению охранно-зрительного режима.
В нескольких групповых помещениях оформлены музейные площадки «Музей русского быта «Русская изба» и «Музей космонавтики».
2. Кабинеты специалистов.
В ДОУ функционируют 2 изолированных кабинета учителей –дефектологов (тифлопедагогов), 5 кабинетов учителей –дефектологов (тифлопедагогов) в групповых помещениях, 2 кабинета учителей –логопедов.
Кабинеты специалистов оснащены современными развивающими пособиями в соответствии с тематическим планированием и задачами индивидуальной коррекционной работы, диагностическими комплектами, методической литературой. В распоряжении дефектологов имеются специальные тифлоприборы – «Светлячок», световая панель, «Ориентир», «Графика», «Иллюзион» и др. Используются авторские пособия и тренажеры (И. Ковалева, В. Базарного).
3. Центр игровой поддержки ребенка «Игропарк».
Игропарк – структурный модуль развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации (детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения), специально организованное игровое пространство (зал/кабинет), для решения задачи игровой поддержки детей с нарушением зрения, а также семьи, имеющей ребёнка с особыми образовательными потребностями, реализованной в различных организационных формах.
В Игропарке сконцентрированы современные развивающие ресурсы, что позволяет педагогам развивать на его базе различные формы организации работы с детьми, с семьями, имеющими детей с ОВЗ (прежде всего с нарушением зрения).
4. Музыкальный зал.
Предметно-развивающая среда музыкального зала является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создание возможности творческой самореализации детей с нарушением зрения. Для проведения непосредственной образовательной деятельности используется фортепиано «Красный октябрь», музыкальный центр, возможности мультимедийного комплекса. Музыкальный зал оснащен комплектом детских музыкальных инструментов, набором аудиовизуальных пособий, атрибутами для проведения сюжетно-ролевых игр и танцев, дидактическими и методическими пособиями, имеется большая костюмерная.
5. Сенсорная комната.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Пространство сенсорной комнаты оснащено релаксационным и активационным оборудованием, интерактивным комплектом, оформлено специальными световыми приборами. В условиях сенсорной комнаты педагог –психолог проводит групповые, подгрупповые или индивидуальные направленные занятия или сеансы релаксации.
1. Кабинет врача-офтальмолога и кабинет лечебно-восстановительной медицины.
Медицинская коррекция зрительных нарушений проводится врачом-офтальмологом и медсестрами-ортоптистками. Офтальмологический кабинет оснащен оборудованием и пособиями для диагностики состояния зрительного анализатора у детей дошкольного возраста. В кабинете лечебно-восстановительной медицины имеются аппараты для коррекции амблиопии и косоглазия, а также компьютерные места, оснащенные программами для коррекции зрительных функций.
2. Медицинский кабинет и процедурная.
Данные помещения оборудованы в соответствии с Санитарными требованиями, предъявляемыми к медицинским кабинетам в дошкольных учреждениях, и перечнем необходимого оборудования. Ведется регулярная систематическая работа по профилактике простудных заболеваний у детей, а также выполняются мероприятия согласно календарю прививок (по согласованию с родителями воспитанников).
1. Кабинет врача-офтальмолога и кабинет лечебно-восстановительной медицины.
Медицинская коррекция зрительных нарушений проводится врачом-офтальмологом и медсестрами-ортоптистками. Офтальмологический кабинет оснащен оборудованием и пособиями для диагностики состояния зрительного анализатора у детей дошкольного возраста. В кабинете лечебно-восстановительной медицины имеются аппараты для коррекции амблиопии и косоглазия, а также компьютерные места, оснащенные программами для коррекции зрительных функций.
1. Кабинет заведующего ДО
Оборудован современной мебелью, оргтехникой делопроизводства (МФУ), а также автоматизированным рабочим местом с доступом в сеть Интернет.
2. Методический кабинет
В методическом кабинете собрана библиотека методической и детской литературы (более 300 экземпляров), ежегодно оформляется подписка на профессиональные журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Современный детский сад», «Управление ДОУ» и многие другие. Имеется комплекты демонстрационных пособий в соответствии с Образовательной программой и тематическим планированием. Кабинет оборудован современной мебелью, оргтехникой делопроизводства (МФУ), а также автоматизированным рабочим местом с доступом в сеть Интернет.
В детском саду также функционируют пищеблок, прачечная, имеется отдельно стоящая хозяйственная постройка для хранения технического инвентаря и строительных материалов.
Соединяющие коммуникативные пространства детского сада
Оформлению пространства лестниц и коридоров уделено особое внимание с целью их наиболее эффективного использования. При передвижении по зданию дети обращают внимание на зрительные тренажеры на открытых стенах, учитель-дефектолог может провести занятие с тренажером-лабиринтом для развития прослеживающей функции глаз и координации глаз – рука, оформленном в коридоре рядом с кабинетом. Лестницы имеют специальную разметку для обеспечения безопасности передвижения детей с низкой остротой зрения. Все двери детского сада имеют сигнальные пятна на ручках, спортивное и музыкальное оборудование оформлено яркими метками для фиксации взора. Все это является элементами специальной коррекционно-оздоровительной среды детского сада.
Территория МБДОУ «Детский сад №12» сегодня – это зеленый островок детства, окруженный современными многоэтажными жилыми домами и административными зданиями. Общая площадь территории ДОО составляет 8207,4 кв.м. На территории, кроме здания детского сада и хозяйственных построек, имеются уютные зеленые групповые прогулочные участки, физкультурно-спортивные и тематические зоны, огород, а также эстетически оформленные зеленые уголки (цветники, клумбы, рабатки).
Защитные полосы изгороди из кустарников вдоль ограждения территории, а также окаймляющие групповые прогулочные участки, удовлетворяют требованиям безопасности при контакте с ними, подобраны в соответствии с общей композицией ландшафтного дизайна территории и функциональностью отдельных тематических зон.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ «Детский сад №12» является важным и эффективным инструментом развития и реабилитации ребенка с нарушением зрения.